Психологическая помощь

Приступы агрессии

приступы агрессииИногда мы можем испытывать очень неприятные эмоции рядом с кем-то. Это могут быть даже самые близкие и дорогие люди. Злость, ненависть, агрессия, желание обидеть или отомстить, причинить боль и другие эмоции в которых не так просто себе признаться. Когда эти чувства отступают — становиться немного стыдно или неловко. Чаще всего страшную эмоцию стараешься поскорее забыть и не вспоминать. Но подобные ситуации все равно повторяются. Приступы агрессии сдавливают грудную клетку, кровь приливает к кистям, ноги тяжелеют и хочется уничтожать все вокруг. Самое сложное в такой ситуации сохранить контроль над собой и не пожалеть о содеянном. А самое интересное, что причина такой реакции «после», кажется совершенно не существенной, простой мелочью, которая ну никак не могла вызвать такую сильную реакцию.

Как же возникают приступы агрессии, что лежит в основе и как справиться с ними наиболее эффективно?  Для начала лучше всего разобраться в том, что несут в себе эти жизненные эпизоды. Здесь очень важно понять какую функцию выполняют эмоциональные приступы. Получается ли отслеживать и контролировать наступление таких моментов? Что дают пережитые эмоции: наступает облегчение или остается неприятные осадок и чувство вины? Если Вы отлеживаете в своей голове наступление или нарастание агрессии, а по завершению или выражению Вы ощущаете облегчение, становиться легче дышать и действовать, спадает всяческое напряжение, то тогда все просто. Вероятнее всего от стрессов и перевозбуждения, недосыпа или непривычного режима для организма в Вас скопилась усталость, и она требовала выражения. Конечно, такое решение было не самым продуктивным, однако наш мозг всегда старается идти по более простому пути и находить быстрое решение, руководствуясь исключительно эгоистичными мотивами. Если Вы кого-то и обидели, то он просто попался под горячую руку. В такой ситуации надо просто учится отслеживать свое состояние, вовремя давать себе отдых, соблюдать режим, по возможности баловать себя и такие ситуации не будут возникать

Если же Вы не замечаете наступление приступов, а по их завершению находитесь в растерянности, испытываете неприятные осадок не зависимо от того удалось ли Вам выразить все что накипело, если состояние после стало еще хуже, чем было вовремя, то ситуация значительно сложнее. Чтобы разобраться в такой проблеме необходимо немного погрузиться в понимание механизма возникновения эмоций. В основе возникновения большинства эмоций лежит теория социальных установок. Данная концепция строится на трех составляющих поведенческой, когнитивной (мыслительной) и аффективной (эмоциональной). В ситуации взаимодействия на каждую фразу нашего собеседника, будь то партнер или друг, любовник или родственник каждый раз наш разум дает обратную реакцию. Она происходит по принципу иерархии. Сначала происходит когнитивная оценка полученной информации и на нее происходит эмоциональная реакция. Это процесс эмоциональной отдачи происходит совершенно бессознательно, так как в системе наших ценностей уже есть понимание что такое «хорошо» и что такое «плохо». После наступления эмоциональной реакции следует поведенческая реакция. Она пока нас интересует в меньшей степени потому ограничимся только ее обозначением.

Ситуации взаимодействия могут строиться по принципу субъектных отношений, когда люди открыты к диалогу и ищут способ договориться. И по принципу субъект-объектных, когда один из участников воспринимается не как личность, а как тот, кто должен исполнять пожелание собеседника. Чаще всего именно в таких ситуациях возникает обозначенная нами проблема. И чаще всего именно те, кто воспринимают собеседника как объект в результате испытывают приступы агрессии.

Возвращаясь к теории социальной установки, выделим главное. Любая эмоция, а в данном случае агрессия, вызывается нашей бессознательной реакцией на когнитивную оценку происходящего. То есть, если для нас существует установка о том, что говорить с набитым ртом, например, не уважительно по отношению к собеседнику, то и реакцией будет то, что наш собеседник отнесся к нам не уважительно. И если данная установка очень прочная и имеет массу негативных подкреплений, то острота реакции будет увеличиваться. Если такой человек, например, работал официантом в ужасном заведении, где ему приходилось обслуживать грубых и невоспитанных клиентов, и он терпел унижения, то вероятно, все ситуации, когда с ним говорили с набитым ртом в настоящем моменте соединяться для него в один эмоциональный комок и случится приступ агрессии.

Этот довольно простой и поверхностный пример очень хорошо демонстрирует механизм возникновения агрессии на базе сформировавшейся установки. Установки могут быть совершенно разнообразными. Их довольно трудно отследить и очень непросто изменить, но именно они лежат в основе большинства приступов агрессии. Агрессия по сути это индикатор неуверенного поведения. Оно неразрывно с негативными установками, так как формируются они в неблагоприятных жизненных ситуациях. Мы можем прикладывать массу усилий чтобы отпустить прошлое, но оно не всегда готово отпустить нас. Ниже я привожу способ работы с негативными установками, но заранее предупреждаю, что это действительно серьезная работа, требующая много сил и времени. Результат возможен только при соблюдении контроля над собой и главное стремлении справиться с установкой.

Первое что необходимо сделать — это начать замечать приступы агрессии и фиксировать причины по которым они происходят. Старайтесь каждый раз, когда они возникают проанализировать их хотя бы по окончанию. Лучше всего записывать что послужило причиной вспышки агрессии. Установки могут быть разными, но нужно постараться выделить или одну главную, или обобщить их в одну. Что общего во всех случаях приступов выводило Вас из себя? Отчет на это вопрос и будет той установкой, с которой Вы будете работать. Когда Вы определились постепенно старайтесь вспоминать в каких жизненных ситуациях эта установка/идея/мысль Вас посещала или была вашим спутником. Что происходило в этих ситуациях? Когда была или могла быть первая ситуация, когда эта идея Вас посетила? Параллельно с анализом своего прошло старайтесь в настоящем предугадать момент наступления вспышки агрессии. Не стоит их предотвращать, пока только предугадывать.

Когда у Вас начнет получать угадывать момент погружения в агрессивное состояние и Вас уже посетит не мало инсайтов (догадок) о совпадениях или связях вашего состояния и различных событий из прошлого, то вашей целью станет замена негативной установки на новую. Этот этап наиболее сложный. Нужно определить какую позитивную идею Вы хотите поставить на место негативной, потому что в сознании так же, как и в природе действует закон сохранения энергии. Новая идея должна быть созидательной или нейтральной. Выбрав ее, постепенно, когда вы предугадываете состояния наступления агрессии вспоминайте вашу новую установку и старайтесь переключиться на нее. По началу это будет трудно. Мысли всегда будут как бы соскакивать. Ваше сознание будет сопротивляться и возвращаться к старой идее. Ваша задача препятствовать этому. Пытайтесь делать это каждый раз, прикладывая все больше и больше усилий. Здесь как с тренировками, важен накопительный эффект. Чем дольше вы это делаете, тем лучше у Вас получается контролировать процесс и тем крепче в Вас поселяется новая идея вместо старой.

Ни в коем случае не пытайтесь связывать старую и новую идею. Если Вы, к примеру, хотите избавиться от установки «люди всегда врут» и выбираете новую идею «все люди разные, нужно узнать их получше» просто необходимо контролировать поток своих мыслей. Нужно избегать мыслей вроде этих: «чувствую, что сейчас накричу на продавщицу за то, что она пыталась меня обсчитать (все люди врут), нет, я не должна так думать, я не права, опять я всех под одну гребенку, сейчас бы развела скандал, а ведь она может и не виновата (все люди разные)». Несмотря на то, что идея перешла в новое русло, Вы начали в этой ситуации себя обвинять, и закреплять новую установку с чувством вины, что по сути так же формирует негативную, а не нейтральную установку. Правильнее будет приблизительно следующее: «чувствую, что сейчас накричу на продавщицу за то, что она пыталась меня обсчитать (все люди врут), так, стоп. Возможно она ошиблась, когда давала сдачу, мне стоит пересчитать ее еще раз, и после спросить почему могла произойти ошибка». Таким образом формируется нейтральная установка. Данный пример проиллюстрирован простыми мыслями, которые планируют ход действий человека в актуальной ситуации, но в Вашем случае это может быть более сложные идеи и, конечно, они совершенно не обязательно связаны с выполнением каких-либо действий.

Если Вам так и не удалось самостоятельно нащупать ту установку, которая вызывает вашу агрессию или Вы запутались в попытках с ней правиться обращайтесь за помощью ко мне и помогу Вам обрести спокойствие и гармонию в общении с окружающими.

Есть чем поделиться? Оставьте комментарий!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *